Немного о СЦБ (Сигнализация Централизация Блокировка)

Система сигнализации представляет собой совокупность приборов и устройств, при посредстве которых на железных дорогах подаются сигналы.

По способу восприятия сигналы делят на видимые, воспринимаемые зрением, и звуковые, воспринимаемые на слух. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний, а звуковые — числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

В устройства СЦБ входят управляемые видимые постоянные сигналы различных типов, которые устанавливаются у пунктов, требующих постоянного ограждения. К ним относятся светофоры, семафоры, диски, сигнальные указатели и знаки.

В соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах применяются следующие основные сигнальные цвета: зеленый, желтый и красный. Эти цвета выбраны для сигнализации потому, что по отношению один к другому они достаточно контрастны и безошибочно различаются человеком.

Дополнительными цветами являются синий, запрещающий маневровые передвижения, и лунно-белый, разрешающий маневровые передвижения.

Светофор является постоянным сигналом и устанавливается для ограждения пунктов, требующих этого ограждения.

По значению светофоры делят на основные и преду предительные К предупредительным относятся светофоры, которые заблаговременно указывают на показание основных светофоров. К основному виду относятся светофоры: входные, выходные, проходные, маршрутные, прикрытия, маневровые, гороч ные и заградительные. К предупредительному виду относятся преду предительные, повторительные и локомотивные светофоры.

По районам применения светофоры делят на станционные, перегонные и локомотивные.

К станционным относят светофоры, устанавливаемые в районе станции входные, выходные, маршрутные, маневровые, горочные и повторительные. К перегонным светофорам относят проходные, прикрытия, предупредительные и заградительные (могут устанавливать на станциях). Локомотивный светофор устанавливается в кабине управления локомотивом.

Входной светофор разрешает или запрещает поезду следовать на станцию с перегона, а выходной со станции на перегон. Маршрутный светофор разрешает или запрещает поезду проследовать из одного района станции в другой. Маневровый светофор подает сигналы, разрешающие или запрещающие производство маневров на станции. Горочный светофор разрешает или запрещает роспуск вагонов с горки сортировочной станции. Повторительные светофоры оповещают о показании выходного, маршрутного или горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается.

Проходные светофоры подают сигналы, разрешающие или запрещающие поезду следовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой.

Светофоры прикрытия используются для ограждения: мест пересечений железных дорог в одном уровне с другими железными дорогами, трамвайными путями и троллейбусными линиями; разводных мостов; участков, проходимых с проводником.

Предупредительные светофоры заблаговременно предупреждают о показании входного, проходного, заградительного светофора или светофора прикрытия.

Заградительные светофоры требуют остановку при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станции.