Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь, должны отвечать требованиям:
Основным критерием отнесения термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 к той или иной группе годности независимо от конструкции, класса, группы и категории пути, с которого они были сняты, является нормативная наработка тоннажа ТН, которая составляет для рельсов первой укладки типа Р65 – 600 млн. т (звеньевой путь) и 700 млн. т (бесстыковой путь); Р75 – 700 и 800 млн.т, соответственно (табл. 3.1).
Для рельсов типов Р50 и легче нормативная наработка тоннажа ТН составляет 400 млн. т.
Для нетермоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 указанная выше нормативная наработка тоннажа ТН уменьшается в 1,5 раза.
Таблица 3.1
Наименование показателей | Предельная величина показателей для рельсов типов и групп годности | ||||
Р75, Р65 | Р50 и легче | ||||
I | II | III | III-5 | I | |
Наработка тоннажа, млн.т брутто | до ТH | до 20% сверх ТH | более 20%
до 50% сверх ТH
|
Более 50% сверх ТH | до
400
|
Вертикальный износ головки, мм, не более | 4 | 5 | 6 | 10 | 5 |
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более | |||||
Головки | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Подошвы | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 |
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более:
со стороны рабочей грани
|
1 | 2 | 2 | 3 | 1 |
со стороны нерабочей грани | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 |
Глубина волнообразного износа поверхности катания головки
на длине 1 м, мм, не более
|
1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 1,0 |
Седловины, мм, не более | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 1,0 |
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 1,0 |
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 |
Рельсы типа Р50, а также нетермоупрочненные рельсы типов Р65 и Р75 могут быть использованы для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.
Старогодные термоупрочненные рельсы типов Р75 и Р65 всех групп годности без бокового износа или с боковым износом 3 мм и менее направляют в РСП для ремонта с профильной обработкой головки. (Рельсы с боковым износом 1-3 мм, не требующие вырезки дефектов и удовлетворяющие условиям эксплуатации в пути, рекомендуется направлять на укладку без перемены рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее).
При несоблюдении требований вышеуказанных документов рельсы с боковым износом более 3 мм до 8 мм укладывают в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее без перемены рабочего канта; с боковым износом более 8 мм до 18 мм укладывают в прямые участки пути 5 класса с переменой рабочего канта.
К IV группе годности относятся рельсы, не вошедшие в I, II, III группы годности, которые сваркой и ремонтом невозможно или экономически нецелесообразно привести в состояние, пригодное для укладки в путь. К таким рельсам также относятся:
Таблица 3.4
Тип рельсов | Диаметр отверстий, мм | Расстояние 1-, 2- и 3-го отверстия
От торца рельса, мм
|
Р75 и Р65 |
36
|
96-316-446 |
Р50 | 34 | 66-216-356 |
Примечание. Для укладки рельсов типов Р75 и Р65 в районах с суровым климатом (по отдельным
Поверхность болтовых отверстий рельсов должна быть гладкой без следов надрывов на кромках. Отклонение по диаметру отверстий не должно превышать 1 мм; отклонение по расстоянию от торца рельса до центров болтовых отверстий не должно превышать 1,0 мм.
На кромках болтовых отверстий и в торцах по всему сечению рельса должна быть снята фаска размером 1-2 мм под углом 45 (абразивной шаровой головкой, конической фрезой или специальным фаскосъемным инструментом) и произведено упрочнение болтовых отверстий.
Высоту рельса, вертикальный и боковой износы контролируют штангенциркулем ШЦ-II-250 (ГОСТ 266) с погрешностью измерения 0,05 мм. Величину вертикального и бокового износов определяют как разность номинального размера нового и старогодного рельса. Вертикальный износ измеряется по оси симметрии рельсов, боковой на расстоянии 13 мм от поверхности катания головки рельса. Допускается использование штангенциркуля путевого ПШВ ТУ2-034-655-83.
Местные деформации в виде седловин, смятий, износов, забоин и искривлений определяют измерением просвета с помощью щупов между соответствующей поверхностью головки рельсов и линейкой длиной 1 м, а также тележками для измерения волнообразного износа.
Шероховатость контролируют профилометром цеховым с цифровым отсчетом, модель 296 (ТУ 2034-626).
Твердость металла головки рельсов измеряют на прессе Бринелля шариком диаметром 10 мм по ГОСТ 9022 или переносным твердомером типа ТЭМП-2М, ТЭМП-3 по осевой линии головки рельса.
Таблица 4.1
Тип Рельсов | Группа годности рельсов по табл.3.1 | Класс | Группа и категория пути | Способ использования рельсов |
Р75
Р65
|
I | 1-2 | Без ограничения | О, РК |
3 | Кроме Е1 | О, Р, РК | ||
II | 3 | Кроме Е1, Е2, Д2 | О, Р, РК | |
4 | Без ограничения | О, Р, РК, К | ||
III | 4 | Без ограничения | О, Р, РК, К | |
5 | Без ограничения | О, Р, РК, К | ||
III-5 | 5 | Без ограничения | О, Р |
Примечания.
1. О - одиночная замена; Р - сплошная замена; РК - сплошная замена рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта; К - капитальный ремонт пути.
2. Рельсы типа Р50, а также нетермоупрочненные рельсы типов Р65 и Р75 могут использоваться для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.
Источник информации:
ЦПТ-80-350 Технические условия на ремонт, сварку и использование старогодных рельсов.
Скачать ЦПТ-80-350 >>>