Указания об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России | ТехСтрой+

Указания об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России

Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь, должны отвечать требованиям:

  • Технические условия ЦПТ-35-800;
  • Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути;
  • Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути;
  • Технических указаний по шлифованию рельсов;
  • Положения о комплексной системе шлифовки рельсов в пути;
  • Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации.

Основным критерием отнесения термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 к той или иной группе годности независимо от конструкции, класса, группы и категории пути, с которого они были сняты, является нормативная наработка тоннажа ТН, которая составляет для рельсов первой укладки типа Р65 – 600 млн. т (звеньевой путь) и 700 млн. т (бесстыковой путь); Р75 – 700 и 800 млн.т, соответственно (табл. 3.1).

Для рельсов типов Р50 и легче нормативная наработка тоннажа ТН составляет 400 млн. т.

Для нетермоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 указанная выше нормативная наработка тоннажа ТН уменьшается в 1,5 раза.

Таблица 3.1

Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов

Наименование показателей Предельная величина показателей для рельсов типов и групп годности
Р75, Р65 Р50 и легче
I II III III-5 I
Наработка тоннажа, млн.т брутто до ТH до 20% сверх ТH более 20%
до 50% сверх ТH
Более 50% сверх ТH до
400
Вертикальный износ головки, мм, не более 4 5 6 10 5
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм,  не более          
Головки 1 1 2 2 2
Подошвы 2 3 4 4 4
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более 3 3 5 5 3
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более 3 3 3 3 2
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более:
со стороны рабочей грани
1 2 2 3 1
со стороны нерабочей грани 2 3 4 5 2
Глубина волнообразного износа поверхности катания головки
на длине 1 м, мм, не более
1,0 1,5 2,0 3,0 1,0
Седловины, мм, не более 1,0 1,5 2,0 3,0 1,0
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более 1,0 1,5 2,0 3,0 1,0
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) 1/5000 1/5000 1/5000 1/5000 1/5000

 

Рельсы типа Р50, а также нетермоупрочненные рельсы типов Р65 и Р75 могут быть использованы для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.

Старогодные термоупрочненные рельсы типов Р75 и Р65 всех групп годности без бокового износа или с боковым износом 3 мм и менее направляют в РСП для ремонта с профильной обработкой головки. (Рельсы с боковым износом 1-3 мм, не требующие вырезки дефектов и удовлетворяющие условиям эксплуатации в пути, рекомендуется направлять на укладку без перемены рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее).

При несоблюдении требований вышеуказанных документов рельсы с боковым износом более 3 мм до 8 мм укладывают в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее без перемены рабочего канта; с боковым износом более 8 мм до 18 мм укладывают в прямые участки пути 5 класса с переменой рабочего канта.

К IV группе годности относятся рельсы, не вошедшие в I, II, III группы годности, которые сваркой и ремонтом невозможно или экономически нецелесообразно привести в состояние, пригодное для укладки в путь. К таким рельсам также относятся:

  • рельсы типа Р43 и легче;
  • рельсы, у которых длина годного куска в них составляет менее 6 м;
  • рельсы, переложенные с переменой рабочего канта, имеющие предельные величины бокового и вертикального износов.

Таблица 3.4

Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов

Тип рельсов Диаметр отверстий, мм Расстояние 1-, 2- и  3-го отверстия
От торца рельса, мм
Р75 и Р65
36
96-316-446
Р50 34 66-216-356

Примечание. Для укладки рельсов типов Р75 и Р65 в районах с суровым климатом (по отдельным

Поверхность болтовых отверстий рельсов должна быть гладкой без следов надрывов на кромках. Отклонение по диаметру отверстий не должно превышать 1 мм; отклонение по расстоянию от торца рельса до центров болтовых отверстий не должно превышать 1,0 мм.

На кромках болтовых отверстий и в торцах по всему сечению рельса должна быть снята фаска размером 1-2 мм под углом 45 (абразивной шаровой головкой, конической фрезой или специальным фаскосъемным инструментом) и произведено упрочнение болтовых отверстий.

Высоту рельса, вертикальный и боковой износы контролируют штангенциркулем ШЦ-II-250 (ГОСТ 266) с погрешностью измерения 0,05 мм. Величину вертикального и бокового износов определяют как разность номинального размера нового и старогодного рельса. Вертикальный износ измеряется по оси симметрии рельсов, боковой на расстоянии 13 мм от поверхности катания головки рельса. Допускается использование штангенциркуля путевого ПШВ ТУ2-034-655-83.

Местные деформации в виде седловин, смятий, износов, забоин и искривлений определяют измерением просвета с помощью щупов между соответствующей поверхностью головки рельсов и линейкой длиной 1 м, а также тележками для измерения волнообразного износа.

Шероховатость контролируют профилометром цеховым с цифровым отсчетом, модель 296 (ТУ 2034-626).

Твердость металла головки рельсов измеряют на прессе Бринелля шариком диаметром 10 мм по ГОСТ 9022 или переносным твердомером типа ТЭМП-2М, ТЭМП-3 по осевой линии головки рельса.

Сферы применения и сроки службы старогодных рельсов

Таблица 4.1

Сферы применения старогодных термоупрочненных рельсов, повторно используемых в пути без ремонта в РСП

Тип Рельсов Группа годности рельсов по табл.3.1 Класс Группа и категория пути Способ использования рельсов
Р75
Р65
I 1-2 Без ограничения О, РК
3 Кроме Е1 О, Р, РК
II 3 Кроме Е1, Е2, Д2 О, Р, РК
4 Без ограничения О, Р, РК, К
III 4 Без ограничения О, Р, РК, К
5 Без ограничения О, Р, РК, К
III-5 5 Без ограничения О, Р

Примечания.

1. О - одиночная замена; Р - сплошная замена;  РК - сплошная замена рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта; К - капитальный ремонт пути.

2. Рельсы типа Р50, а также нетермоупрочненные рельсы типов Р65 и Р75 могут использоваться для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.

 

Источник информации:
ЦПТ-80-350 Технические условия на ремонт, сварку и использование старогодных рельсов.
Скачать ЦПТ-80-350 >>>