Виды работ при текущем содержании пути. Советы при текущем содержании и ремонте пути.

Текущее содержание рельсовой колеи сводится к комплексу работ, позволяющих поддерживать установленное взаимное положение и правильное взаимодействие всех элементов верхнего строения пути.

Для предупреждения появления неисправностей по ширине колеи и ее направлению необходимо следить за положением пути в плане и не допускать резкой разницы в ширине колеи.

Рихтовать путь всегда по одной и той же рельсовой нити (на кривых по наружной).

Каждую работу, связанную с подъемкой пути, заканчивать рихтовкой и досыпкой балластной призмы до нормы по ширине и высоте; тщательно уплотнять балласт после боты, связанной с его рыхлением. Эти же меры позволяют предупреждать появление расстройств пути по уровню и просадок.

Важнейшее значение для сохранения длительного стабильного положения пути имеет предупреждение угона. Для этого необходимо систематически проверять и тщательно закреплять противоугоны, обеспечивая плотное прилегание их к шпалам, заменять дефектные, затягивать болты в стыках, закреплять клеммные и закладные болты и шурупы, заменять негодные.

Для предотвращения потери устойчивости пути при высоких температурах необходимо содержать рельсовые зазоры в норме, следить за исправной работой противоугонных средств, при производстве путевых работ не допускать ослабления устойчивости пути, могущего привести к выбросу, своевременно устра­нять отступления пути в плане. При наличии двух и более (при рельсах длиной 25 м) и трех и более (при рельсах длиной 12,5 м) слитых зазоров подряд необходимо их регулировать, если такие зазоры не являются нормальными

Содержание рельсов. Для увеличения сроков службы рельсов и предупреждения преждевременного появления дефектов необходимо вовремя исправлять отступления по уровню, в профиле и плане, в первую очередь устраняя расстройства в стыках и регулируя зазоры.

Стыковые болты, помимо частичного подкрепления, подтягивают и смазывают сплошь весной и осенью. Изношенные стыковые накладки заменяют, своевременно наплавляют смятые концы рельсов и шлифуют поверхности катания рельсов.

Вертикальные ступеньки в стыках по поверхности катания рельсов, как правило, не допускаются. При одиночной смене рельсов может быть допущена ступенька по высоте и ширине головки не более 1 мм.

Содержание скреплений. После смены рельсов или накладок необходимо повторно подтянуть стыковые болты через несколько дней. Подтягивать их начинают с двух средних болтов. Стыковые болты необходимо также подкреплять после каждой выправки стыка. Стыковые болты следует вставлять в хорошо совмещенные отверстия накладок и рельсов, сохраняя резьбу. После затяжки болтов допускается неприлегание средней части накладок к головке старогодных рельсов не более 1,5 мм, а новых 0,5 мм.

Подкладки должны плотно опираться на поверхность шпал, просвет между подошвой рельса и подкладкой более 1 мм не допускается. Костыли забивают только перпендикулярно поверхности шпалы. Изогнутые костыли должны быть выпрямлены. При забивке следят за тем, чтобы основные костыли прилегали головкой и стержнем к подошве рельса, а головка дополнительных к бортикам подкладок. Шурупы завинчивают ключами, забивать их молотком нельзя.

Постоянно следят за прокладками промежуточных скреплений, не допускают их выползания из-под подкладки и подошвы рельса, среза торцом подкладки.

Содержание шпал и брусьев. При перешивке до 3 мм применяют пластинки-закрепители длиной 100 мм сечением 4X15 мм, а при перешивке от 4 до 6 мм сечением 6X15 мм той же длины.

При забивке костылей и установке шурупов в новые места старые отверстия необходимо заделывать пробками. Для шпал пробки изготовляют поперечным сечением 18X16 мм, устанавливая их более широкой стороной параллельно продольной оси шпалы.

Для заделки костыльных отверстий в переводных брусьях применяют пробки поперечным сечением 22x22 или 24x24 мм, а для заделки шурупных отверстий диаметром 2527 мм.

Балластная призма должна быть чистой, нельзя допускать ее переувлажнения и изменять (особенно уменьшать) установленное поперечное сечение. С поверхности призмы следует регулярно удалять засорители, а весной перед началом таяния снег с загрязнителями. Нельзя заправлять призму загрязненным балластом, допускать зарастания ее поверхности и обочин земляного полотна травой.

Если шпалы подбиты неплотно и балласт загрязнен, в пути образуются выплески, ликвидация которых весьма трудоемка. Выплески легче предупредить, чем устранить.

Путь с железобетонными шпалами. Чтобы исключить появление трещин в их средней части, путь подбивают только в пределах 100 см от торцов шпал. При первых признаках образования трещин проверяют наличие зазора между подошвой шпалы в ее средней части и балластом. Если его нет, балласт из-под средней части шпалы удаляют на длине 70 см на глубину 45 см или сплошь поднимают путь и подбивают шпалы.

Выправка пути в продольном и поперечном профиле. Перед началом выправки пути в продольном профиле определяют границы и величины просадок визированием и промерами положения рельсовых нитей по уровню. Визирование на прямых участках производят по головке рельсов менее просевшей нити, а в кривых по внутренней нити. Величину подъемки противоположной нити определяют по уровню с учетом нормы возвышения. При коротких неровностях (толчках) путь исправляют на глаз, ориентируясь по наружной грани головки рельса выправляемой нити, в месте просадки и за ее пределами, поднимая путь до выравнивания грани в прямую линию.

Если поезда проходят по месту работ со скоростью менее 80 км/ч, все вывешенные шпалы должны быть подбиты под рельсами, шпальные ящики засыпаны балластом; на железобетонных шпалах можно оставить незасыпанными шпальные ящики внутри колеи, на звеньевом пути до одной трети шпальных ящиков при условии, что они равномерно расположены на звене и не более трех подряд.

Домкраты надо устанавливать строго вертикально один против другого на обеих рельсовых иитях. Шпалы подбивают сначала под рельсами, затем под концами и на 50 см от рельса к оси пути. Середину деревянных шпал подбивают слабо, а железобетонных вообще не подбивают. Перед подбивкой балласт в шпальных ящиках отрывают конусом, при песчаном балласте на I3 см ниже подошвы шпал, при щебеночном на 45 см. Слабо уплотненный балласт подбивают за один проход, а сильно уплотненный за два прохода. При первом проходе в направлениях от конца и середины шпалы к рельсу балласт рыхлят, а при втором (в обратных направлениях) уплотняют. Шпалоподбойками, если балласт не загрязнен и не сильно уплотнен, путь подбивают без отрывки шпальных ящиков.

При исправлении коротких отдельно расположенных просадок путь рихтуют сразу после подбивки шпал на каждой отдельной просадке.

При подъемке запас на осадку допускается на стыковых шпалах ие более 2 мм, на предстыковых 1 мм. Разрешается подбивать одну половину шпалы, если на противоположной высота подъемки не превышает 6 мм.

Выправка пути регулировочными прокладками производится при раздельном скреплении.

Исправление ширины колеи не требует ограничения скорости, если одновременно расшивается не более трех шпал подряд, а при рельсах типа Р50 и тяжелее с применением стяжного прибора не более шести шпал. В кривых участках перешивают только внутреннюю нить. Если необходимо перешить наружную нить, зимой даже со стяжным прибором нельзя расшивать более трех концов шпал подряд. Такие же требования предъявляются и при перешивке стрелочных переводов.

При пропуске поезда по месту работ рельсы должны быть пришиты на каждом конце шпалы не менее чем двумя костылями. При использовании стяжного прибора последними расшивают концы шпал, расположенных около него. При зашивке эти концы зашивают в первую очередь.

Костыль надо забивать отвесно с той стороны от пластинки-закрепителя, в которую подвинут рельс для установления требуемой ширины колеи.

Одиночная смена шпал и переводных брусьев. Деревянные шпалы заменяет группа из двух монтеров пути, а железобетонные -из четырех.

Работы ведут без ограничения скорости, если между одновременно сменяемыми шпалами расположено не менее шести шпал, промежуточные скрепления поставлены по норме, все шпалы уложены иа свои места и подбиты, а балластная призма по ширине доведена до установленных размеров. Для пропуска поезда со скоростью менее 80 км/ч шпалы должны быть положены на свои места и подбиты под рельсом, рельсы прикреплены на каждом конце шпалы не менее чем двумя костылями, клеммы и закладные болты установлены на свои места и затянуты, шпальные ящики засыпаны балластом. Допускается на звеньевом пути оставлять без балласта до '/з шпальных ящиков при условии, что они расположены по длине звена не более трех подряд.

Перед заменой шпал ширина колеи на фронте работ должна быть отрегулирована. Балласт в шпальных ящиках отрывают на такую глубину, чтобы после удаления подкладок сменяемую шпалу можно было сдвинуть в ящик, вытащить на обочину и поставить на место новую шпалу. После изъятия старой шпалы удаляют загрязненную корку балласта и планируют постель с таким расчетом, чтобы после укладки новой шпалы можно было установить на место подкладку.

Последовательность работ при смене деревянной шпалы:

  • отрывка шпального ящика, снятие противоугонов,
  • удаление подкладок,
  • сдвижка шпалы в ящик и на обочину,
  • подготовка постели для новой шпалы,
  • установка новой шпалы и подкладок,
  • пришивка шпалы с подвеской,
  • подштопка и подбивка ее,
  • засыпка шпального ящика балластом с разравниванием и трамбованием,
  • постановка противоугонов,
  • оправка балластной призмы,
  • обметание скреплений.

Последовательность работ при смене железобетонной шпалы:

  • отрывка обоих прилегающих к шпале ящиков и торцов до подошвы шпалы,
  • ослабление на 3 4 оборота гаек клеммных болтов на четырех шпалах подряд,
  • установка домкратов и вывешивание обоих рельсов вместе со шпалой,
  • заведение под вывешенную шпалу металлического листа длиной 3,1 и шириной 0,25 м с ушами на концах,
  • опускание шпалы на лист,
  • удаление закладных и клеймёных болтов,
  • вывешивание обоих рельсов и сдвижка подкладок в шпальные ящики,
  • вытаскивание шпалы по листу,
  • удаление балласта на длине 70 см и глубину 5 см в средней части постели шпалы,
  • затаскивание новой шпалы по листу, установка подкладок и болтов, закрепление болтов,
  • вытаскивание листа, подбивка шпалы,
  • засыпка ящиков и торцов балластом с трамбовкой и оправкой.

На пути с железобетонными шпалами при скоростях движения менее 80 км/ч допускается оставлять не засыпанными шпальные ящики внутри колеи.

При одиночной смене переводных брусьев можно изымать одновременно не более двух брусьев на комплект, если между ними останется не менее 10 брусьев. В этом случае скорость движения не ограничивается. Работой руководит бригадир пути.

Перед сменой флюгарочных брусьев место работ ограждают сигналами остановки, остряки зашивают, а поезда пропускают со скоростью не выше 25 км/ч. Работой руководит дорожный мастер. Для одиночной смены брусьев нужна группа из трех человек. В отличие от смены шпал костыльные и шурупные отверстия сверлят после укладки нового бруса