Перед укладкой деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья должны быть укреплены от растрескивания одним из следующих способов:
Деревянные винты или металлические болты устанавливаются на расстоянии 120-150 мм от торца на высоте 50-60 мм от нижней пласти.
Допускается укрепление шпал, переводных и мостовых брусьев:
Длина брусьев. см | Расстояние от шнурового конца бруса до места установки укрепителей, см | Длина брусьев, см | Расстояние от шнурового конца бруса до места установки укрепителей, см | ||
1-й укрепитель | 2-й укрепитель | 1-й укрепитель | 2-й укрепитель | ||
325 | 155 | - | 450 | 135 | 300 |
350 | 165 | - | 475 | 135 | 330 |
375 | 175 | - | 500 | 135 | 360 |
400 | 100 | 270 | 525 | 135 | 375 |
425 | 110 | 290 | 550 | 135 | 400 |
При сборке рельсошпальной решетки на производственной базе или одиночной укладке деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев в путь необходимо оберегать их от механического повреждения. С этой целью должны применяться машины, механизмы и приспособления, исключающие повреждение пропитанного слоя. Деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья должны подбираться примерно равными по толщине.
Забивать костыли и устанавливать шурупы без предварительной насверловки отверстий запрещается. Диаметр отверстия зависит от породы древесины и составляет:
Для защиты деревянных шпал от механического износа древесины под подкладками должны укладываться прокладки согласно утвержденным МПС России чертежам и техническим условиям.
Прокладки на деревянную шпалу устанавливают при сплошной и одиночной замене шпал новыми.
При укладке прокладок на старогодные деревянные шпалы с износом древесины под подкладкой до 5 мм должно производиться удаление изношенной древесины в зоне подкладки с целью выравнивания поверхности шпалы в месте постановки подкладок.
В кривых малого радиуса (менее 600 м) для защиты деревянных шпал от механического износа должны применять специальные несимметричные металлические подкладки.
Для защиты переводных брусьев от механического износа и продления срока их службы должны укладываться прокладки согласно утвержденным МПС России чертежам.
После пришивки рельсов к деревянным шпалам и переводным брусьям в пути выполняется их подбивка. Через два-пять дней, в зависимости от грузонапряженности, уложенные шпалы и переводные брусья подбиваются вновь.
Для исправления пути на пучинах карточки следует укладывать между подкладкой и прокладкой.
Пластинки-закрепители следует изготавливать из твердых пород древесины - березы, бука или дуба и пропитывать их смесью каменноугольного масла (50 %) с битумом 3 (50 %). Допускается пропитка их фтористым натрием.
Допускается изготовление пластинок-закрепителей из здоровой древесины старогодных шпал.
Ширина пластинок-закрепителей должна быть 14-15 мм, высота 110 мм, толщина должна превышать величину сдвижки при перешивке колеи на 1-2 мм, но быть не более б мм.
Пластинки-закрепители устанавливаются в костыльное отверстие со стороны противоположной выполняемой сдвижки рельса или подкладки.
При разработке костыльных отверстий, когда деревянная шпала не может быть отремонтирована без изъятия из пути, допускается на путях 3-4-го классов (на путях 3-го класса при скоростях движения поездов до 60 км/ч) производить поперечную сдвижку не более трех шпал подряд на величину 8-10 см в кривых - наружу колеи, в прямых - в сторону полевой нитки, кроме стыковых и предстыковых шпал. При забивке костылей и установке шурупов в новые места старые отверстия необходимо заделывать антисептированными пробками, обеспечивающими полное заполнение разработанных отверстий.
На путях 1-го и 2-го класса такие деревянные шпалы подлежат изъятию из пути.
Деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья, имеющие дефекты, указанные в гр. 5 и 6 подлежат изъятию из пути. К первоочередной замене должны назначаться деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья, не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи.
Негодные деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья от двух и более, лежащие подряд, считаются "кустом". При наличии в пути "кустов" из трех и более негодных деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев подряд до их ликвидации путь эксплуатируется со скоростями, приведенными в приложении 2 к настоящей Инструкции.
Замена негодных деревянных шпал при текущем содержании должна производиться в объемах, исключающих образование "кустов" до проведения очередного осмотра пути. Минимальная (расчетная) потребность замены негодных деревянных шпал при текущем содержании пути приведена в табл. 5.2.
Количество негодных шпал на 1 км пути | Минимальная укладка шпал для замены негодных | Количество негодных шпал на 1 км пути | Минимальная укладка шпал для замены негодных | Количество негодных шпал на 1 км пути | Минимальная укладка шпал для замены негодных |
100 | 3 | 300 | 25 | 500 | 77 |
110 | 3 | 310 | 27 | 510 | 81 |
120 | 4 | 320 | 29 | 520 | 85 |
130 | 5 | 330 | 31 | 530 | 89 |
140 | 5 | 340 | 33 | 540 | 96 |
150 | 6 | 350 | 35 | 550 | 97 |
160 | 7 | 360 | 37 | 560 | 101 |
170 | 8 | 370 | 39 | 570 | 105 |
180 | 9 | 380 | 41 | 580 | 110 |
190 | 10 | 390 | 44 | 590 | 114 |
200 | 11 | 400 | 47 | 600 | 119 |
210 | 11 | 410 | 49 | 610 | 124 |
220 | 13 | 420 | 52 | 620 | 129 |
230 | 15 | 430 | 55 | 630 | 134 |
240 | 16 | 440 | 58 | 640 | 140 |
250 | 17 | 450 | 61 | 650 | 146 |
260 | 19 | 460 | 64 | 660 | 152 |
270 | 20 | 470 | 67 | 670 | 157 |
280 | 20 | 480 | 70 | 680 | 163 |
290 | 24 | 490 | 74 | 690 | 170 |
700 | 176 |
Для исключения повышенного силового воздействия на вновь укладываемые отдельные деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья при разрядке "кустов" их следует размещать так, чтобы число остающихся подряд негодных не превышало двух, а между ними лежало не менее двух вновь уложенных. Вновь укладываемые при разрядке кустов деревянные шпалы должны зашиваться на полное число костылей.
На станционных и подъездных путях с маневрово-вывозным характером движения (5-й класс) допускается чередование деревянных шпал с железобетонными по схеме, установленной службой пути железной дороги, а на путях 4-го класса - с разрешения МПС России.
Переход от деревянных шпал к железобетонным осуществляется комбинированным звеном, собранным из деревянных и железобетонных шпал. Место перехода от одного вида шпал к другому должно располагаться на расстоянии не менее 6,0 м от стыка рельсов.