Конструкции крановых железнодорожных путей

Крановый путь из инвентарных секций на железобетонных балках. Крановые пути (рис. 1) на железобетонных балках рассчитаны на башенные краны с нагрузкой на ходовое колесо до 280 кН.

Крановый путь состоит из железобетонных балок длиной 6250 мм с прикрепленными к ним с помощью инвентарных приспособлений рельсами.


Рис. 1. Звено крановых путей на железобетонных балках

  •   1 — рельс Р43 или Р50;
  • 2 — гайка;
  • 3 — шайба пружинная;
  • 4 — прижим;
  • 5 — железобетонная балка;
  • 6 — петля стропов;
  • 7 — шпилька;
  • 8 — стяжка;
  • 9 — железнодорожная накладка;
  • А — размер колеи.

Допускается выполнять неразъемное крепление рельсов к закладным деталям железобетонных балок с помощью электродуговой сварки. Сварной шов выполняется сплошным с двух сторон подошвы рельса катетом 10 мм.

Железобетонные балки должны быть изготовлены из бетона марки 300 и маркированы несмываемой краской на верхней и боковой поверхностях торцов.

Маркировка содержит: марку балки, номер паспорта, дату изготовления и порядковый номер балки.

Каждый комплект кранового пути должен иметь паспорт, в котором указывается номер паспорта и дата его выдачи; номер комплекта и дата его изготовления; адрес завода-изготовителя; количество, номер и марка балок; марка бетона.

К паспорту следует прикладывать акт на скрытые работы.

Крановые пути укладывают на спланированное грунтовое основание, уплотненное до получения допустимого давления на грунт не менее 15 кПа.

При монтаже путей в зимних условиях основание тщательно очищают от наледи и снега.

Крановый путь монтируют в такой последовательности: по нивелировочным отметкам выполняют планировку основания, разбивку оси пути и устраивают балластные призмы; на готовое основание автокраном грузоподъемностью 4—5 т с помощью четырехветвевого стропа укладывают основные секции пути; устанавливают тупиковые упоры, выключающие линейки, устраивают заземление.

Демонтируют крановые пути в летнее время любым краном грузоподъемностью от 3 т и более с применением динамометра. Последнее звено демонтируют автокраном.

Нормы амортизационных отчислений для строительных кранов
При разборке крановых путей в зимнее время рекомендуется предварительно отрывать их от мерзлого грунта с помощью клиньев у торцов балки.

Транспортируют секции на седельных тягачах с прицепом или на автомашинах с длиной кузова не менее 5 м.

На рис. 2 показаны инвентарные секции с железобетонными балками, предназначенные для эксплуатации башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 300 кН с восемью ходовыми колесами.

Звено рельсовых путей с железобетонными балками

Рис. 2. Звено рельсовых путей с железобетонными балками

 

  • 1 — рельс Р43 или Р50;
  • 2 — гайка;
  • 3 — шайба пружинная;
  • 4 — прижим;
  • 5 — шпилька;
  • 6 — железобетонная балка;
  • 7 — стяжка;
  • 8 — петля стропов;
  • 9 — железнодорожная накладка;
  • А — размер колеи.

Крановый путь из инвентарных деревометаллических секций. Конструкция инвентарной секции и крепления металлических стяжек показаны на рис 3.

Рекомендуется применять металл (швеллер, уголок, полоса) некондиционный или бывший в употреблении, сваренный из отдельных кусков.

В местах стыковки полушпал с внутренней частью к швеллеру приваривают ограничительные планки на расстоянии 250 мм одна от другой.

В полушпале просверливают отверстия диаметром 18 мм по кондуктору, после чего полушпалы пропитывают антисептиком.

Приваренные к нижним накладкам шпильки впрессовывают в отверстия полушпал с усилием, что удерживает их от выпадания.

Инвентарное звено подкранового пути из деревометаллических секций
Рис. 3. Инвентарное звено подкранового пути из деревометаллических секций

 

  • 1 — рельс;
  • 2 — полушпала;
  • 3 — ограничительная планка;
  • 4 — связь;
  • 5 — подкладка;
  • 6 — швеллер;
  • 7 — прижим;
  • 8 — гайка;
  • 9 — шайба пружинная;
  • 10 — шпилька.

Рельс укладывают на верхние подкладки, установленные на шпильках каждой полушпалы, и крепят к полушпалам с обеих сторон с помощью прижимов.

Под гайку подкладывают пружинную шайбу.

Зазоры между верхними подкладками и подошвой рельсов допускать не следует. Концы шпилек должны выступать над затянутой гайкой не более чем на 5 мм.

При изготовлении инвентарных звеньев путей кранов с нагрузкой на ходовое колесо 250—280 кН должны применяться рельсы Р50 с соответствующими рельсовыми скреплениями.

Не допускается применение секций, имеющих значительную деформацию швеллеров (искривление более 20 мм на 1000 мм длины).

Крановый путь из инвентарных секций на деревянных полушпалах. Конструкция инвентарной секции с деревянными полушпалами показана на рис. 4.

Перед завертыванием шурупов для предохранения их от самонавинчивания в отверстия полушпал заливают расплавленный тугоплавкий битум.

Изготовленные секции комплектуются стыковыми накладками, стяжками и деталями для их крепления.

Укладывать секции на балластную призму рекомендуется с транспортных средств стреловыми или башенными кранами.

 Инвентарное звено кранового пути на деревянных полушпалах и прикрепление рельсов к полушпалам

Рис. 4. Инвентарное звено кранового пути на деревянных полушпалах и прикрепление рельсов к полушпалам

  • а — шурупами;
  • б — костылями;
  • 1 — рельс;
  • 2 — полушпала;
  • 3 — подкладка;
  • 4 — стяжка металлическая;
  • 5 — шуруп путевой;
  • 6 — прижим;
  • 7 — костыль.

Подготовка площадки для работы стреловых самоходных кранов

Стреловые самоходные краны передвигаются по предварительно спланированной грунтовой площадке без специальных устройств и покрытий.

Степень подготовки площадки зависит от грузоподъемности кранов, вида грунта и времени года.

Предельный угол уклона площадки для стреловых кранов с основной стрелой составляет 3°, с удлиненными стрелами — 2° и с башенно-стреловым оборудованием — 1° [11].

Работа пневмоколесных кранов на свеженасыпанном неуплотненном грунте не разрешается.

Эксплуатация в этих условиях гусеничных кранов допускается только после проверки несущей способности грунта и с разрешения администрации ведомства, которому принадлежит кран.

В табл. 1 приведены показатели проходимости стреловых самоходных кранов.

показатели проходимости стреловых самоходных кранов
Максимальное давление на грунт не должно превышать несущую способность грунта в 1,5—1,8 раза.

Если несущая способность грунта недостаточная, грунт уплотняют специальными машинами или посредством самого крана.

В осенне-весенний период дороги для крана устраивают из песка или шлака, применяют инвентарные железобетонные плиты, деревянные маты или дерсвометаллические рамы.

При работе на выносных опорах применяют инвентарные башмаки и дополнительно укладывают брусья или шпалы, образуя сплошную площадку.

Размер этой площадки определяют делением нагрузки на выносную опору на допускаемое давление на грунт.

Эксплуатация строительных кранов

Во время эксплуатации грузоподъемных кранов на строительстве должна быть обеспечена их длительная работа с максимально возможной производительностью, наименьшими затратами и при обязательном выполнении правил техники безопасности.

Эти задачи решаются совокупностью мероприятий, относящихся к области производственной и технической эксплуатации.

Производственная эксплуатация — выбор типа машин, их расстановка и выбор технологических схем комплексной механизации.

Техническая эксплуатация — совокупность мероприятий, обеспечивающих готовность машины к использованию в строительном производстве.

Это — подготовка машин к работе, включая приемку, перевозку, монтаж, демонтаж и испытание; техническое обслуживание и ремонт кранов; обеспечение эксплуатационными материалами и запасными частями; обеспечение правил безопасной эксплуатации; хранение.

Выбор кранов

При выборе кранов для выполнения строительно-монтажных работ необходимо установить техническую возможность использования данного типа и типоразмера крана, а также выполнить технико-экономическое обоснование его применения.

Исходными данными для выбора являются габариты и объемно-пла-нпровочное решение зданий и сооружений; параметры и рабочее положение монтируемых грузов; метод и технология монтажа; условия производства работ (подъездные пути, склады, близость соседних сооружений, грунтово-климатические особенности, конструкция подземной части и др.).

При определении технических параметров кранов (грузоподъемность, вылет, высота подъема) рассматриваются базовые модели и их стреловое и башенно-стреловое, с различными гуськами, с балочными и подъемными стрелами.

Башенные краны


Схемы определений параметров башенных кранов при выборе показаны на рис. 5.

Схемы определения параметров башенного крана при его выборе для возведения
Рис. 5. Схемы определения параметров башенного крана при его выборе для возведения надземной (а) и подземной (б) частей здания.

Требуемая высота подъема Hn = h1 + h2 + h3+hi. Необходимый вылет определяется в зависимости от ширины здания и расстояния от крана до возводимого здания.

Грузоподъемность выбираемого крана принимается больше суммы массы груза и грузозахватных органов с учетом ее возможного отклонения.

После выбора крана по грузоподъемности проверяют соответствие необходимого момента, создаваемого грузом, грузовому моменту выбранного крана.

Стреловые краны

Требуемые параметры рабочего оборудования стреловых кранов определяют с учетом допустимого зазора 1,5 м между зданием и стрелой и приближения груза к стреле.