1806-1810 Горным инженером К.Фроловым на Алтае построена первая рельсовая чугунная дорога длиной около 2 км
1834 Братьями Черепановыми в Нижнем Тагиле построена рельсовая промышленная дорога длиной 854 м с паровой тягой ими же создан первый паровоз для этой дороги.
1837 Открыта первая в России железная дорога общего пользования Петербург—Царское Село с продолжением до Павловска протяжением 27 км. ширина колеи 6 футов (1829 мм).
1843 Утверждена для Петербурго-Московской железной дороги ширина рельсовой колеи 5 футов (1524 мм), принятая затем как нормальная для отечественных железных дорог.
1851 Открыта двухпутная железнодорожная магистраль Петербург—Москва протяжением 644,4 км.
1857 Введены единые обязательные габариты приближения строений и подвижного состава.
1866 Сдана в эксплуатацию наиболее протяженная в стране железная дорога Москва—Брест (1100 км).
1879 Закончено строительство наиболее протяженного в Европе железнодорожного моста через Волгу у г. Сызрани (1420 м).
1889 Введен Общий устав российских железных дорог.
1891 Начато строительство Великого Сибирского пути (Транссиба)
1916 завершено сооружение Транссиба полностью по российской территории (7420 км).
1892 Учрежден Инженерный совет МПС. ведавший вопросами технической политики в области строительства и эксплуатации железных дорог.
1896 Учреждено Московское инженерное училище, преобразованное в 1913 г. в Московский институт инженеров путей сообщения.
1898 Утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог
1899 Введено в эксплуатацию 5257 км железных дорог — рекордный показатель в транспортном строительстве.
1915 Начато строительство самой северной в России Мурманской железной дороги — от Петрозаводска до Мурманска — протяжением 1044 км. Строительство в основном закончено в ноябре 1916 г.
1917 Вышел первый номер газеты железнодорожников «Гудок».
1920 Утвержден Общий устав железных дорог РСФСР.
Утвержден план ГОЭЛРО с разделом о перспективах развития железнодорожного транспорта.
1921 Оборудована опытная диспетчерская связь на участке Москва — Рязань.
Основана военизированная служба охраны грузов и важных транспортных объектов от хищений и пожаров.
1923 Осуществлено на Северной железной дороге впервые в стране диспетчерское руководство движением поездов.
Начато применение радиосвязи на железных дорогах
Построены первые тепловозы с электрической передачей
Прошел испытания тормоз Ф. П. Казанцева, принятый в дальнейшем для железных дорог страны.
1927 Утвержден Устав железных дорог СССР.
1931 Открыто движение по Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали (Турксиб). Февраль
Принят тормоз И. К. Матросова как типовой для железных дорог СССР.
Построен товарный паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский)
Начато применение селекторной связи на железнодорожном транспорте.
1934 Построена первая на сети механизированная сортировочная горка на станции Красный Лиман.
1935 Введена в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена.
Введены в действие авторегулировка на участке Москва — Владимир и диспетчерская централизация стрелок и сигналов на участке Люберцы — Куровская.
1936 Установлен праздник — День железнодорожного транспорта Советского Союза.